А.Р. Ахметова,
Л.В. Половова
В статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, взаимодействие правоохранительных органoв с федеральными органами исполнительной власти, основные организационные мероприятия, направленные на профилактику коррупции.
Ключевые слова: коррупция,противодействие коррупции, профилактика коррупции, эффективность антикоррупционной деятельности.
Проблема коррупции и противодействия ей особенно резко актуализировалась в последнее время - как в мире, так и в России Она определена чрезвычайно высоким уровнем национальной и общественной опасности рассматриваемого социального явления. В результате коррупционных правонарушений ущемляются права, законные интересы граждан, организаций, причиняется колоссальный материальный ущерб. Коррупция, проникнув в различные сферы жизнедеятельности общества и государства, разлагает структуры всех ветвей власти, приводит к огромным потерям в экономике, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, оказывает резко отрицательное влияние на морально-нравственные качества граждан Российской Федерации. Она дестабилизирует ситуацию как в целом в России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации [9].
Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, так как здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами [8]. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти предопределяют следующие факторы:
• активные контакты с физическими и юридическими лицами;
• существенная значимость полномочий, принадлежащих органам исполнительной власти;
• отсутствие реальной ответственности за коррупционные
и коррупциогенные проступки;
• относительно низкий уровень оплаты труда государственных служащих.
Существенная роль в решении проблемы противодействия коррупции отведена эффективному взаимодействию правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.
Взаимодействие понимается как система мер, основанная на законах, подзаконных нормативных актах, согласно их целям, месту и времени; это работа разнообразных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач [7]. В числе нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации, федеральные законы о противодействии коррупции, указы Президента Российской Федерации о мерах по противодействию коррупции, распоряжения правительства, местные нормативные правовые акты. Все это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства[5].
Коррупционная преступность, как ни один другой вид преступности, способствует росту и молниеносному распространению многих видов преступности. По данным за 2016 год одними из наиболее коррумпированных сфер деятельности являются: сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, здравоохранение, образование, наука и культура, которые напрямую затрагивают все общество в целом.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из главных направлений политики в сфере обеспечения безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией. К основным мероприятиям, направленным на профилактику коррупции, можно отнести проведение постоянного анализа изменений коррупции и её причин с учётом социально-экономических и политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы, расширение сферы коллегиального принятия решений [3]. Велика роль институтов гражданского общества, усиления прозрачности и содействия вовлеченности населения в противодействие коррупции.
Для улучшения организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по антикоррупционной политике должностные лица всех органов государственной власти обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений об известных им фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции [6].
Противодействие коррупции предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и организаций, и, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе.
В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен в новой редакции Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. В этой системе мер в качестве одной из важных составляющих выступает координация правоохранительной деятельности по борьбе с коррупцией, осуществляемая органами прокуратуры [1].
К числу задач, установленных Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, отнесены:
1. совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах России;
2. активизация антикоррупционного просвещения граждан;
3. обеспечение исполнения законодательных актов
и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, целью которой является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе [3].
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов предписано обобщать практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции с принятием мер по повышению результативности и эффективности работы с ними.
Главной особенностью современного этапа противодействия, коррупции в России является переход от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия этому опасному социально-экономическому явлению. Принятие основополагающих документов свидетельствует о том, что в Российской Федерации в основном сформирована правовая и организационная основы противодействия коррупции. Однако эффективность принимаемых мер остается недостаточной. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, со стороны федеральных органов исполнительной власти, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и обоснованно рассматривается как одна из угроз безопасности России [9].
Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросу противодействия коррупции. За короткое время на федеральном и региональном уровнях был принят целый пакет нормативных актов антикоррупционной направленности, в работу властных структур планомерно внедряются механизмы противодействия коррупции.
В Ульяновской области по инициативе Губернатора - Председателя Правительства С.И. Морозова впервые в России на уровне субъекта Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, в чьи функции входит защита прав и интересов граждан и общественных институтов от возможных коррупционных проявлений в деятельности представителей государственного и муниципального управленческого аппарата.
14 марта 2016 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 5/92-П утверждена областная программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» [4].
Программа направлена на повышение эффективности противодействия коррупции и снижение ее уровня в системе органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области и подведомственных им учреждений, а также снижение уровня коррупции во всех сферах общественной жизни и устранение причин возникновения коррупционных проявлений [10]. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы Программа предусматривает мероприятия, направленные на профилактику коррупционных проявлений в сфере миграционных правоотношений, реализации полномочий при закупке товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, а также мероприятия, направленные на осуществление межведомственного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти Ульяновской области и правоохранительными органами по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции [2].
Проведённый Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и отделом администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного
по противодействию коррупции в Ульяновской области анализ исполнения Программы за первое полугодие 2017 года показывает высокую степень исполнения предусмотренных ею мероприятий.
Противодействие коррупции предполагает разработку и осуществление разнообразных, последовательных мер государства и общества по минимизации условий и причин, порождающих коррупцию во всех сферах жизни и побуждающих государственного гражданского служащего, работника правоохранительной структуры или военнослужащего к совершению коррупционных действий. Главные направления в решении проблемы противодействия коррупции должны корректироваться не только по мере исполнения отдельных мероприятий, но и с учетом результатов точного и глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь, угрозы социально-политической и национальной безопасности страны.
В целях совершенствования правового механизма противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти необходимо закрепление специальным нормативным актом общих для всех видов государственной службы ограничений и запретов, предъявляемых к лицам на государственной службе, создание Федеральной службы по противодействию коррупции.